Конкур


Меню

Главная

История коневодства
Породы
Школа молодой лошади

Экипировка всадника

Тренировка лошади
Основные виды конного спорта
Другие виды конного спорта
Чем и как кормить лошадь
Конкур
From : Lenore Graham


Среди всех классических видов конного спорта наиболее распространенный – преодоление препятствий (конкур). Будущие спортсмены-конники обязательно осваивают технику прыжка на лошади и первые разрядные нормы сдают в соревнованиях по конкуру.

Площадка. Маршрут

Подготовка к соревнованиям по конкуру чем-то напоминает работу со своеобразным спортивным конструктором. Руководитель соревнований заранее выбирает место для их проведения. Обычно зимой конкур проводят в манеже, а летом – на конкурном поле: ровной травянистой площадке размером 100х150м. Площадку обязательно огораживают.

Вот на этой-то площадке и начинается конструирование конкурных препятствий. Набор деталей более или менее постоянен: жерди, заборы, палисады, шлагбаумы, херделя, стойки, откосы… калабашки, с помощью которых общую выстою препятствий можно регулировать интервалом в 5см.

Из таких деталей создают препятствия различной высоты (ширина препятствий по фронту не менее 4м, а калитки – 2-Зм) и несхожие по внешнему виду.

Препятствия расставляют по конкурному полю в определенной последовательности. А она зависит от заранее составленной системы маршрута, которая вывешивается за час до старта для ознакомления с ней участников.

Если на схеме маршрут обозначен сплошной линией, то всадник обязан строго её соблюдать. Если стрелками указанно только направление движения, то всадник может сам выбрать путь следования, но во всех случаях он обязан преодолевать препятствия в порядке их номеров.

Чтобы облегчить всаднику соблюдение маршрута, справа от каждого препятствия устанавливают порядковые номера, а к передней части препятствия, по краям, прикрепляют флажки: справа-красный, слева - белый. Ведь за преодоление препятствия с противоположной стороны спортсмен исключается из соревнований.

Типы препятствий

Препятствия подразделяют на отвесные (высотные), широтные и широтно-высотные. В маршрут могут входит и системы, состоящие из нескольких препятствий, расположенных на расстоянии друг от друга от 7 до 11м. На конкурной площадке в маршрут включают канаву с водой шириной от 3 до 5м. Размеры, количество и тип препятствий зависят от класса соревнований.

В нашей стране проводят конкуры Легкого класса, Среднего класса, Трудного класса и Высшего класса. За выполнение нормативов в этих конкуров спортсмены получают третий разряд - в Легком классе, второй - в Среднем, до мастера спорта - в Высшем. Высота препятствий в Высшем классе от 130 до 170см, ширина от 140 до 220см, количество прыжков от 16 до 18 на 13-15 препятствиях. По правилам соревнований через некоторые препятствия нужно сделать по два прыжка.

За час до начала соревнований участникам разрешают пройти на поле конкура, чтобы на месте ознакомиться с препятствиями и схемой маршрута. Уже объявлено контрольное время (за его превышение участник получает штрафные очки).

Разминка и осмотр маршрута

Всадники в форме, но без лошадей переходят от препятствия к препятствию, останавливаются, оглядывают всю площадку. Надо хорошо запомнить маршрут, прикинуть – где лучше сделать поворот, придержать лошадь или послать её на препятствие…

Судейская коллегия занимает специально отведенное ей место, а на поле – судьи с флагами. Один из них встает у старта, другой у финиша (если место старта и финиша совпадают, то на поле выходит один судья с флагом. Кроме него, у препятствий будет находится специальный судья, следящий за порядком на поле).

Спортсмены, которым по жеребьевке достались первые номера, уже разминаются на специально отведенной площадке – разминочном поле, где установлено от 2 до 5 препятствий. Прыгают здесь по очереди и в стороне указанном направлении. За нарушение последнего требования участник может быть исключен из соревнований судей на разминочном поле.

Наконец судья по радио объявляет фамилию первого всадника, кличку его лошади и общество (или команду), за которое он выступает.Зрители на трибунах затихают: шуметь, делать резкие движения вблизи от спортивной площадки запрещено. Лошадь может испугаться и совершить ошибку на маршруте.

Всадник, одетый по форме, выезжает на поле, останавливается в удобном для него месте лицом к судейской коллегии, снимает шлем и приветствует судей поклоном. Затем надевает шлем. Раздается удар колокола. Переведя лошадь в галоп, всадник направляет её к месту старта. Судья на старте поднимает флаг. После сигнала, данного колоколом, всадник должен пересечь линию старта не позже чем через 45 сек. Как только грудь лошади проводит линию старта, судья резко опускает флаг вниз. В этот момент судьи-секундометристы включают секундомеры.

Вот спортсмен на лошади преодолел первое препятствие… второе… на третьем лошадь задела копытами верхнею жердь, и она упала. В зависимости от типа соревнованийб за разрушение препятствия всадник получает либо 4 штрафных очка, либо 5 сек штрафного времени на открытых площадках, 4 сек на закрытых площадках. Пятое препятствие лошадь разрушила грудью, не совершив прыжка.

Раздался протяжный удар колокола. По этой команде судьи включили запасные секундомеры, а всаднику пришлось дожидаться, пока препятствие восстановят. Судья же занесли в протокол ещё 4 штрафных секунды за закидку на препятствии. И вновь короткий удар колокола, включены секундомеры, и всадник, преодолев восстановленное препятствие, приближается к следующему… Остальные препятствия он преодолел успешно. Когда грудь его лошади пересекла линию финиша, судья на финише резко опустил флаг. Вскоре судья объявил по радио результат: 9 штрафных очков (4 штрафных очка – за разрушение препятствия, и 5 штрафных очка – за превышение контрольного времени).